Телеконференция Москва-Вашингтон «Защита внутреннего рынка в условиях членства в ВТО: особенности применения специальных защитных мер»

27 февраля 2013 г. в Высшей Школе Государственного администрирования прошла телеконференция Москва-Вашингтон по теме «Защита внутреннего рынка в условиях членства в ВТО: особенности применения специальных защитных мер».

В работе телеконференции приняли участие Председатель Правления Россоюзхолодпрома Дубровин Ю.Н. и член Правления Смыслов В.И.

С российской стороны конференцию вели: директор Центра по изучению вопросов таможенного-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслав Евсеев и специалист Центра Евгений Корчевой.

С зарубежной стороны конференцию вели: руководитель группы по вопросам торгового и таможенного законодательству ЕС г-н Арноуд Р. Виллемс (Брюссель) и специалист вашингтонского офиса компании «Sidley Auctin LLP», руководитель группы международной торговли и урегулирования споров г-н Эндрю В. Шойер.

Основной тематикой обсуждения на конференции были практика и результаты применения специальных защитных мер в рамках ВТО при импорте товаров.

Российской стороной был отмечен ряд сложностей при подготовке материалов для рассмотрения заявлений о принятии специальных защитных мер от имени заявителей – участников Таможенного союза (ТС):

  • необходимость величины доли национальных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара не менее 25 процентов от общего производства стран ТС;
  • сложности сбора доказательной статистики по всем участникам ТС вследствие недостаточной организации системы сбора данных;
  • проблемы сохранения конфиденциальности собираемой информации в соответствии с требованиями ВТО;
  • недостаточное знание нормативно-правовой базы ВТО на этапах подготовки материалов для предварительного рассмотрения;
  • отсутствие квалифицированных кадров юристов для эффективной защиты интересов заявителей в Комитете ВТО; и отсутствие узаконенной процедуры найма зарубежных юристов для этих целей.

В рамках ТС сегодня действует Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19.11.2011 . Оно призвано обеспечить согласованное применение странами Таможенного союза специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В Российской Федерации это Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 19.10.2011 № 274-ФЗ.

Соглашением предусмотрено, что меры, которые применяются в соответствии с национальным законодательством страны ТС в отношении импорта товаров из третьих стран, должны быть пересмотрены. Пересмотр позволит, исходя из общего объема производства государств ТС выявить, нанесен ли ущерб (или есть ли угроза ущерба) национальному производителю вследствие импорта аналогичного товара. Такой пересмотр необходим, поскольку у стран ТС общая таможенная территория и нужно учитывать одновременно интересы производителей из всех союзных государств.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (в редакции от 11.07.2011) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Однако, эти документы не решают перечисленных выше проблем и не всегда не соответствуют нормативно-правовой базе ВТО.

В ВТО правовая база применения мер защиты внешней торговли включает следующие комплекты документов:

  • антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-47;
  • компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;
  • специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах.

Вместе эти документы составляют Антидемпинговый кодекс ВТО. Соответственно, для обеспечения эффективного ведения работы по защитным мерам для каждой страны-члена ВТО эти нормы должны быть введены в национальное законодательство.

Порядок ведения работы по установления мер построен по единому принципу:

А. Подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу.

Б. Проведение расследования, в ходе которого необходимо обеспечить:

 

  • доказательство наличия факта дем­пинга/субсидии/резко возросшего импорта;
  • доказательство ущерба;
  • доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом.

 

В. Установление защитных мер в случае положительного ответа на все три вопроса по пункту Б.

На конференции основное внимание было уделено вопросу применения специальных защитных мер: проблемам, возникающим при подготовке материалов, эффективности таких мер и статистике их реализации.

Зарубежные специалисты отметили следующие основные проблемы, возникающие при подготовке и проведении расследований. Примеры были приведены, в основном на базе сельскохозяйственной продукции.

Первое - необходимость анализа динамики импорта за длительный период с тем, чтобы выявить общие тенденции процесса и исключить, в частности, влияние таких природных факторов как неурожай, природные катаклизмы и др.

Второе – объективность доказательства факта ущерба при котором исключаются внешние факторы (политические моменты, чисто рыночные положения, например- резкое падение или увеличение спроса на данный товар и т.д.).

Третье – корректность установления причинно-следственной связи между ростом импорта и нанесением ущерба, при котором должны быть исключены вторичные факторы (изменение экономической ситуации в стране в целом, инфляционные процессы и т.д.)

Четвёртое – корректность и своевременность выполнения всех процедурных вопросов в том числе – оповещение всех членов ВТО и комитета ВТО о подаче заявке (петиции) на расследование, точное определение объекта расследования, в частности – определение только конечного товара без увязки с технологией его производства.

Пятое – отмечено, что при проведении анализа в ходе предварительного расследования необходимо построение альтернативной версии объяснения происходящих процессов нанесения ущерба.

Шестое – доказательство наличия ущерба должно быть выполнено до проведения причинно-следственного анализа и представлено в комитет ВТО.

Следует отметить, что по положениям ВТО развивающимся странам предоставляются некоторые послабления при проведении расследований.

Отдельно надо отметить, что категория «непредвиденных обстоятельств» при проведении расследований учитывается для страны только с момента её вступления в ВТО.

В части эффективности специальных защитных мер, зарубежные специалисты отметили, что сам факт начала процесса расследования с целью установления специальных защитных мер имеет положительное значение и зачастую приводит к снижению импорта и нормализации ситуации с данным товаром на рынке страны-заявителя.

По заявлениям на принятие решений по специальным защитным мерам в рамках ВТО зарубежные специалисты привели следующую статистику. С 1995 года в Комитет ВТО было подано 44 заявки на проведение расследований. Из них до стадии рассмотрения на Комитете доведены 8 заявок. Остальные 36 заявок были сняты заявителями вследствие изменившей ситуации на рынке данного товара по следующим причинам:

 

  • положительное влияние специальной предварительной пошлины на импорт товара;
  • изменение положения на рынке по независящим от принятия защитных мер причинам;
  • понимание заявителем бесперспективности получения в Комитете ВТО положительного решения по своей заявке.

 

По 8 заявкам были приняты либо отрицательные решения, либо специальные решения, позволившие разрешить ситуацию без принятия специальных защитных мер.

На основании такой статистики зарубежными специалистами высказано мнение о нецелесообразности проведения работ по заявкам на принятие специальных защитных мер. Более целесообразным считается поднятие ставок ввозных таможенных пошлин. Тем не менее, на конференции высказано мнение о том, что даже действие предварительно специальной пошлины, вводимой на 3 года, оказывает положительное влияние и только ради этого имеет смысл заниматься специальными защитными мерами.

Суммарная длительность сроков проведения расследований по имеющимся данным ВТО составляет в среднем 3 года. Соответственно, в случае положительного решения Комитета ВТО, действие специальных защитных мер может наступить не ранее, чем через 3 года после подачи заявки на расследование.

По результатом общения с зарубежными специалистами и обсуждения вопросов повестки дня можно сделать вывод о необходимости досконального изучения документов ВТО по защитным мерам во внешней торговле, изучения прецедентов по приняты решениями, и о необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов для отстаивания интересов российских компаний на рынке ВТО.

 
~~~